Коррекция плоскостопия у младших школьников может быть достигнута с помощью различных упражнений, направленных на укрепление мышц стопы и улучшение её физиологического положения. Ежедневные занятия, такие как ходьба по неровной поверхности, собирание мелких предметов пальцами ног и выполнение упражнений с мячом, способствуют развитию мышечной активности и повышению гибкости стопы.
Важно также включать в занятия растяжку и укрепляющие упражнения для ног, такие как подъем на носки и медленные приседания. Регулярная физическая активность в сочетании с использованием ортопедической обуви и массажем обеспечит эффективную профилактику и коррекцию плоскостопия у детей, что в дальнейшем положительно скажется на их осанке и общем здоровье.
Упражнения для коррекции плоскостопия у младших школьников направлены на укрепление мышц стопы и улучшение ее форм. Плавание, ходьба по неровной поверхности и выполнение специальных упражнений, таких как подъем на носки и катание мяча стопой, помогают развивать мышцы и улучшают кровообращение.
Регулярные занятия должны сопровождаться консультацией специалиста, чтобы избежать неправильной техники выполнения. Включение игр с использованием мяча или других предметов способствует не только физическому развитию, но и делает упражнения более привлекательными для детей.
примерные упражнения для профилактики плоскостопия материал по зож
Дети располагаются на стульях, с руками на бедрах. 1- поднимаем правую ногу на пятку, сильно сгибая её в подъёме (носок должен быть направлен вверх); 2 – выпрямляем подъём и касаемся пола кончиками пальцев; 3 – ставим ногу снова на пятку; 4- приставляем ногу. Выполняем то же самое другой ногой. Важно следить, чтобы при поднятии ноги на носок ступни не заворачивались внутрь (избегаем косолапости). Держим спину и голову прямо (исполняем 4-8 раз).
- Исходное положение (и.п.): сидя на стуле (или стоя). Катаем ногой небольшой мячик, гимнастическую палку, чурбан или что-то аналогичное (по 10-15 секунд каждой ногой).
- И.п.: то же, но мяч зажат между стопами. Сгибаем и разогибаем ноги в коленях (6-8 раз).
- И.п.: сидя на стуле, колени согнуты. Пальцами одной ноги поднимаем мелкий предмет и держим его на весу 5-10 секунд. Повторяем с другой ногой. (Можно превратить в соревнование: кто дольше удержит.)
- И.п.: упор сидя. Активно сгибаем и разгибаем стопы (10-12 раз).
- И.п.: то же. Сгибаем левую ногу и ставим её на носок за коленом правой ноги. Повторяем с другой ногой (6-8 раз).
- И.п.: лёжа на животе. Поворачиваем голени внутрь и наружу (пронация и супинация).
- И.п.: то же. 1- сгибаем левую ногу, активно тянем носок к себе; 2- и.п. 3-4- повторяем то же с другой ногой (8-10 раз).
- И.п.: стоя на коленях, руки на бедрах. 1-2 – сесть на пятки. 3-4 – и.п. (6-8 раз).
- И.п.: стоя, руки на бедрах. Ходьба на месте с приподнятыми носками (15-20 секунд).
- И.п.: то же. Перекатываемся с пяток на носки и обратно (8-10 раз).
- И.п.: стоя у гимнастической стенки. Ходьба на месте с высоким подниманием бедра и «подошвенным сгибанием» стопы (15 секунд).
- Ходьба с перекатом с пятки на носок (15-20 сек).
- Ходьба с согнутыми пальцами ног (10 секунд).
- И.п.: о.с. 1-4 – четыре шага на носках, руки вверх (смотрим на руки). 5-8 – четыре шага в полу-приседе (приседе), руки на бедрах (игра «Великаны-карлики») 4-8 раз.
- Ходьба с прямой постановкой стоп и фиксированным перекатом с пятки на носок по узкому коридору, размеченному на полу.
- Ходьба по рифлёной доске.
- Боковой приставной шаг по канату. То же самое по узкой боковой части скамейки (упражнение для детей старшего дошкольного возраста).
- Ходьба по размещенной горизонтально лесенке, с захватом палочек перекладинок пальцами ног.
- Перешагивание через мягкие мячи, гимнастические палки, кубики.
- Прыжки на месте и с небольшим продвижением вперёд (тихо, на носках).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Плоскостопие — это наиболее часто встречающееся заболевание опорно-двигательной системы. Оно проявляется в деформации стопы, что приводит к её уплощению. В результате стопа становится плоской по всем точкам соприкосновения с землёй.
Коррекция плоскостопия у младших школьников — это важная задача, требующая комплексного подхода. В первую очередь, я рекомендую начинать с простых и доступных упражнений, которые можно выполнять как дома, так и в школе. Одним из наиболее эффективных является ходьба босиком по неравномерной поверхности, такой как песок или трава. Это естественным образом активирует мышцы стоп и помогает формировать своды.
Кроме того, полезно включить в комплекс упражнений такие действия, как сбор мелких предметов с пола пальцами ног или катание детского мячика стопой. Эти упражнения способствуют развитию мелкой моторики и укреплению мышц, поддерживающих свод стопы. Я также рекомендую использовать эластичные ленты для создания сопротивления при выполнении простых движений, таких как сгибание и разгибание пальцев.
Важно не забывать о регулярности занятий. Я советую выбирать время для выполнения упражнений не менее 3-4 раз в неделю, уделяя каждой сессии 15-20 минут. Также рекомендую наблюдать за осанкой и нагрузкой на ноги во время занятий физической активностью; правильная обувь и соблюдение техники помогут избежать дополнительных проблем с опорно-двигательным аппаратом. В случае наличия явных отклонений или сомнений в правильности исполнения упражнений, следует обратиться к специалисту — ортопеду или физиотерапевту.
«Физические упражнения как способ предотвращения нарушений осанки и плоскостопия у детей младшего школьного возраста»
Научные исследования показывают, что количество здоровых детей дошкольного возраста постоянно снижается. Это связано с высоким уровнем физиологической незрелости (более 60%), что причиной увеличения этой проблемы.
Упражнения для профилактики плоскостопия
упражнения, которые займут несколько минут и помогут избежать проблемы в будущем.
Приблизительные игры и упражнения для профилактики и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников (логоминутки).
В структуре урока логоминутки могут занимать разнообразные позиции. Выполняя их в начале урока, они становятся увлекательной задачей, быстро организующей студентов и активизирующей зрительное восприятие.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПЛОСКОСТОПИЯ
Для предотвращения плоскостопия предлагаю упражнения, которые можно выполнять как сидя, так и стоя.
«Использование коррекционных упражнений для профилактики нарушения осанки и плоскостопия на уроках физической культуры у младших школьников»
Комплекс упражнений для предотвращения плоскостопия у младших школьников
Что такое плоскостопие. Причины плоскостопия. Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия.
Примерный комплекс упражнений для профилактики и коррекции начальных форм плоскостопия у школьников
Уплощение сводов стоп (продольного или поперечного) вызывает болезненные ощущения: быструю усталость и боли в ногах при ходьбе и стоянии. Плоскостопие выявляется у школьников довольно часто.
Для предотвращения развития плоскостопия необходимо соблюдать
следующие профилактические рекомендации:
1) не носить слишком тесную обувь, обувь на высоком каблуке или
Публикация «Примерный комплекс упражнений для профилактики и коррекции начальных форм плоскостопия у школьников» размещена в разделах
- Плоскостопие. Профилактика, игры и упражнения
- Самомассаж и игровой массаж в детском саду
- Темочки
на плоской подошве. Оптимальная высота каблука — не более 3-4 см;
2) чтобы уменьшить деформацию свода стопы использовать супинаторы, регулярно выполнять коррекционные упражнения, укрепляющие мышцы стопы и голени;
3) выполнять общеразвивающие упражнения, упражнения для нижних конечностей (дозированная ходьба, бег, приседания, упражнения
для укрепления мышц свода стопы) и дополнительно — специальные
упражнения (ходьба босиком по скошенной траве, галечнику).
Примерный комплекс упражнений для профилактики и коррекции
начальные этапы плоскостопия
1. И. п. — сидя на гимнастической скамейке (или на стуле, одна
нога вытянута вперёд. Поворот стопы внутрь с оттягиванием носка. По
10 раз каждой ногой.
2. То же в положении стоя.
3. И. п. — стоя на наружных сводах стоп. Поднимаемся на носки; возвращаемся в и. п. Повторяем 6-8 раз.
4. И. п. — то же. Полуприседания. Повторить 6-8 раз.
Рис. 3. Формы стопы (по плантограмме) :
а — полая, б — нормальная, в — уплощенная, г — плоская
5. И. п. — о. с., руки на поясе. Ходьба на наружных сводах стоп. 30-
6. И. п. — то же, но носки сомкнуты. Подняться пальцы ног вверх;
вернуться в и. п. Повторить 10-15 раз.
7. И. п. — стоя, носки вместе, пятки врозь. Поднимаемся на носки; возвращаемся в и. п. Повторяем 10 раз.
8. И. п. — стоя, ноги врозь (стопы параллельны, руки в стороны.
Присесть с опорой на всю ступню; вернуться в и. п. Повторить 6-8 раз.
9. И. п. — стоя, правая (левая) нога перед носком левой (правой) —
«след в след». Подняться на носки; вернуться в и. п. Повторить 8-10
10. И. п. — стоя на носках (стопы параллельны, руки на поясе. Покачиваться в голеностопных суставах, поднимаясь на носки и опускаясь на всю ступню. Повторить 8-10 раз.
11. И. п. — стоя на носках. Развернуть пятки наружу; вернуться в и. п.
Повторить 8-10 раз.
12. И. п. — стоя, стопы параллельны (на расстоянии ладони друг от друга).
друга). Сгибая пальцы, поднимать внутренние края стоп. Повторить 8-
13. И. п. — стоя, стопы повернуть внутрь. Поднимаемся на носки, медленно сгибаем и выпрямляем ноги в коленях; возвращаемся в и. п. Повторяем.
14. И. п. — упор стоя на четвереньках. Передвижение небольшими
шагами вперед. 30-40 с. То же прыжками («зайчик»).
15. И. п. — стоя на нижней рейке гимнастической стенки; держимся за рейку на уровне плеч. Захватываем рейку пальцами и поворачиваем стопы внутрь, двигаемся вверх.
16. Ходьба в полуприседе 30-40 с.
17. И. п. — стоя, подняв левую (правую) ногу. Разгибание и сгибание стопы (оттянуть носок вниз, носок на себя). По 10-12 раз каждой
ногой. Упражнение выполняется в быстром темпе.
18. И. п. — то же. Повороты стопы наружу и внутрь. По 4-6 раз каждой ногой.
19. И. п. — то же. Круговые движения стопой по часовой стрелке и против.
часовой стрелки. По 4-6 раз в каждую сторону.
20. И. п. — стоя, под каждой стопой теннисный мяч. Перекатывание по мячу.
мяча пальцами ног к пятке, не поднимая ее.
21. И. п. — стоя, положив на пол (около ног) две булавы так, чтобы
головки почти соприкасаются, а основания направлены в разные стороны. Захватываем пальцами каждой ноги шейку булавы и поднимаем её, не отрывая основания стоп от пола.
22. Ходьба на носках в полуприседе (носки развернуты внутрь).
23. Ходьба по рейке гимнастической стенки (с опорой на основание
стоп, держась руками за рейку на уровне груди.
24. Ходьба по медицинболам, лежащим на полу.
25. Ходьба в «гусином» стиле.
26. Ходьба на носках (спиной вперед) вверх по наклонной плоско76
Вариант наклонной плоскости: гимнастическая скамейка устанавливается на гимнастической стенке под углом 10-15°.
27. Ходьба вниз по наклонной плоскости.
28. Захватив пальцами ног карандаш или палочку, ходьба в течение
Публикации на эту тему:
Нетрадиционное оборудование для профилактики сколиоза и плоскостопия Любое заболевание всегда легче предотвратить, чем его потом лечить. Особенно это касается нарушения осанки и плоскостопия у детей. Для.
Использование нетрадиционного оборудования для профилактики плоскостопия В настоящее время проблема профилактики и коррекция отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность.
Комплекс упражнений для ритмической гимнастики для детей начальных классов 1. Вводная часть (темп умеренный). 1. И. п. – стойка ноги врозь, руки за спину. 1- Голову вниз, коснуться подбородком груди; 2- Голову назад;.
Консультация для молодых воспитателей и родителей дошкольников «Стопотерапия как средство профилактики плоскостопия» Во всех дошкольных образовательных учреждениях уделяется большое внимание здоровью дошколят. Растить детей здоровыми,сильными,эмоциональными.
Коррекционная дорожка для предотвращения плоскостопия направлена на укрепление мышечно-связочного аппарата стоп и голеней.
Массажные коврики для профилактики плоскостопия В детском саду ребенок проводит продолжительную часть своего времени. Все мы знаем что, маленькие дети – самые непоседливые и неусидчивые.
Мастер-класс для родителей «Упражнения для укрепления осанки и предотвращения плоскостопия». В последние годы в дошкольных учреждениях
Упражнения и игры для профилактики и коррекции нарушения осанки Упражнения и игры для профилактики и коррекции нарушения осанки Нарушение осанки — частый спутник многих хронических заболеваний, проявляющихся.
Упражнения и игры для профилактики плоскостопия у дошкольников Цель: укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стоп, развитие мелкой моторики пальцев ног, упражнение в равновесии, координации,.
Интересные игры и упражнения для предотвращения плоскостопия. На сегодняшний день каждая вторая семья сталкивается с этой проблемой. Причины возникновения плоскостопия различны. При обнаружении этой проблемы у своего ребёнка мы
- Плоскостопие. Профилактика, игры и упражнения
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
Шишова К.Ф. 1 , Сунгурова А.В. 11 Северный Арктический федеральный университет имени М.В.ЛомоносоваРабота в формате PDF61.5 KB
Текст работы размещён без изображений и формул. Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
В данной статье представлена информация о применении комплексов гимнастики для профилактики плоскостопия у детей младшего школьного возраста.
В данном возрасте происходит завершение анатомо-физиологического созревания систем, обеспечивающих двигательную активность ребенка. Однако в начале периода эти системы еще далеки от созревания, сам процесс развития моторики еще далек от завершения, хотя и протекает в этом возрасте с высокой степенью интенсивности.
Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков различна.
Среди функциональных отклонений, выявляемых у детей младшего школьного возраста, наибольший удельный вес составляют патологические состояния со стороны опорно-двигательного аппарата, в частности, нарушение осанки и уплощение стоп. Детская стопа в сравнении со взрослой коротка, широка, а в пяточной области сужена; пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу.
Кости стоп в основном состоят из хрящевой ткани, что делает их мягкими и эластичными, подверженными деформациям. Суставно-связочный аппарат стоп ещё не сформирован, а суставы в сравнении со взрослыми более подвижны, связки, поддерживающие своды стоп, менее прочны и более гибкие.
Мышцы, которые играют важную роль в укреплении свода стопы, относительно слабо развиты. Объем движений детской стопы больше, чем взрослой, вследствие большей эластичности мышечно-связочного аппарата, поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам. При нагрузке своды стопы несколько уплощаются, но по ее окончании тотчас же, с помощью активного сокращения мышц, возвращаются в исходное положение. В то же время длительная и чрезмерная нагрузка ведет к переутомлению мышц и стойкому опущению сводов [2].
Стопа формируется полностью к 16–18 годам. Правильная подошва имеет две выемки: продольную и поперечную, тогда человек при ходьбе может опираться на три точки стопы.
Если подошва плоская, то она не сможет выполнять функции амортизатора; нагрузка будет перераспределяться между тазобедренным суставом и позвоночником. Это и есть основная угроза плоскостопия. У людей с таким дефектом нарушается осанка, происходят искривления костей, появляются боли в ногах при минимальной физической активности.
В будущем нескорректированное плоскостопие провоцирует артрозы, артриты, межпозвоночные грыжи, на стопах образуются болезненные натоптыши. Поэтому так важно устранить ортопедический дефект до полного созревания организма. Восстановить природные функции стопы легко с помощью консервативных методов терапии — ЛФК и гимнастики.
Мы рекомендуем начинать проводить зарядку по профилактике плоскостопия у детей с разминочных упражнений. Это необходимо для разогрева организма, снятия тонуса с мышц, подготовки мускулатуры к полноценной работе. Разминка включает в себя стандартные задания: наклоны, взмахи руками и ногами, повороты головы, туловища и другие. Основным упражнением для разогрева является ходьба.
Дети должны двигаться по кругу, выполняя следующие указания педагога или родителя:
На носочках — 1–2 минуты. Руки на поясе, голову не опускать к груди.
Выполняйте упражнения, стоя на носочках, поднимая колени в течение 1–2 минут. Не ускоряйте ритм: один – пауза – два – пауза – три – пауза и так далее. В последние 10–15 секунд можно увеличить интенсивность выполнения.
Попеременно на носочках и пяточках — 2–3 минуты. Чередуйте положение ног через 8–15 шагов.
На внутренних частях ступней стоит заниматься в течение 1 минуты.
На внешней части стопы — 1–2 минуты [3].
Важным условием при выполнении упражнений при плоскостопии у детей является то, что дети выполняют комплексы босиком.
Для коррекции плоскостопия у детей предложенные упражнения могут отличаться по сложности. При выборе заданий важно учитывать возраст и физическое состояние ребенка.
Младшим школьникам 7–10 лет необходимо включать в комплекс гимнастических упражнений больше заданий с предметами: мячиками, палками, скалками.
Профилактический комплекс варьируйте по сложности и продолжительности:
Захват мяча внутренней частью стоп. Когда ребенок поймал мячик, его нужно приподнять от пола и удержать на весу несколько секунд.
Ребенок сидит на стуле, под ногами коврик. Пальцами ног нужно сложить подстилку гармошкой, затем расправить ее ровно. Для усложнения задания используйте вместо толстого ковра салфетки, головные платки.
Используйте гимнастическую палку, положив ее под ноги. Ребенок должен катать ее взад и вперед, прижимая к полу. Также можно задействовать мячи.
Школьник приседает с опорой на пальчики, руки вытянуты вперед. Когда упражнение освоено, можно просить перекатываться в положении сидя с пятки на носок.
Подготовьте наклонную доску и предложите ребенку ходить по ней на носочках.
Затем предложите школьнику ходить по узкой опоре — палке, скамье.
Лазанье по шведской стенке. Обязательно переносить вес тела на ступни.
Физические упражнения, рекомендуемые при плоскостопии, выполняемые в исходном положении, лежа на спине [4]:
1. Поочередно и одновременно оттягивать носки стоп с одновременным их супинированием.
2. Согнуть ноги, упереться стопами в пол. Развести пятки и свести. После серии движений расслабление.
3. Поочередное и одновременное приподнимание пяток от опоры.
4. Согнув ноги в коленях и разведя их, объедините стопы друг с другом, при этом отводя и сводя пятки с опорой на пальцы.
5. Положить согнутую в колене ногу на колено другой, полусогнутой ноги. Круговые движения стопы в одну и другую сторону. То же сменив положение ног.
6. Проведение стопой одной ноги по голени другой, обхватывая ее. Повторить с другой ногой.
Упражнения, выполняемые в исходном положении сидя:
1. Ноги согнуты, стопы параллельны. Приподнимание пяток одновременно и поочередно.
2. Одновременное и поочередное тыльное сгибание стоп.
3. Приподнимание пятки одной ноги с одновременным тыльным сгибанием
стопы другой ноги.
4. Ноги прямые. Сгибание и разгибание стоп.
5. Положить одну ногу стопой на колено другой ноги. Круговые движения стопой в обе стороны. То же другой ногой.
6. Захват мелких предметов пальцами ног и перенос их в другое место. Так же действовать другой ногой.
7. Сидя сзади развести колени и подтянуть стопы до полного соприкосновения подошвенными поверхностями.
8. Сидя с опорой сзади, разведите колени и подтяните стопы, чтобы они соприкоснулись подошвами.
Упражнения, выполняемые в исходном положении стоя:
1. Стопы параллельно, на расстоянии ширины ступни, руки на пояс. Подниматься на носках одновременно и попеременно. Приподнимать пальцы стоп с опорой на пятки одновременно и попеременно. Перекат с пятки на носок и обратно.
2. Полуприседания и приседания на носках с руками, расставленными в стороны, или поднятыми вверх, либо вперед.
3. Стопы параллельны. Перекат на наружные края стопы и обратно.
4. Носки вместе, пятки врозь. Полуприседания и приседания в сочетании с движениями рук.
5. Стопы параллельны, руки на пояс. Поочередное поднимание пяток.
6. Стоя на гимнастической палке, стопы параллельны. Полуприседания и приседания в сочетании с движениями рук.
7. Аналогично, стоя на гимнастической стенке, поднимайтесь на носки и возвращайтесь в исходное положение.
8. Стоя на рейке гимнастической стенки. Приподнимание на носки и возвращение в исходное положение.
9. Стоя на мягком мяче, выполняйте приседания с движениями рук.
Мы считаем, что создание в младшем школьном возрасте полноценной коррекционно-оздоровительной среды, включающей физкультурные занятия с использованием специального инвентаря и оборудования, массаж и физиотерапевтические процедуры, способствует укреплению мышц стопы и голени и оказывает положительное влияние на формирование сводов стопы. Исправлять плоскостопие всегда сложнее, чем предупредить, поэтому при организации и проведении комплексов гимнастических упражнений с детьми мы рекомендуем использовать и упражнения для профилактики плоскостопия.
Мы предлагаем регулярно выполнять комплекс специальных упражнений для того, чтобы приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы.
Шапкова, Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: учебник / Л.В.Шапкова. – М.: Советский спорт, 2007.
Как повысить эффективность ЛФК
Напоминаем, что весь комплекс лечебной физкультуры должен быть интересным для малыша, должен быть в игровой форме. Тогда ребенок не будет лениться и будет с удовольствием выполнять все необходимые упражнения. Это касается не только детей младшего возраста, но и подростков, которые не хотят заниматься физкультурой.
Можно добавить и соревновательный элемент в комплекс ЛФК, например, кто быстрее сможет «написать» при помощи ног то или иное слово или, используя пальцы ног, быстрее других переместит какие-либо предметы из одной коробки в другую. Просто проявите немного смекалки ‒ и ваш ребенок с удовольствием будет выполнять все упражнения. К тому же в интернете есть большое количество разнообразных видео, где объясняются необычные виды гимнастики против плоскостопия.
Одно из эффективных упражнений при плоскостопии – катание шарика при помощи стопы
Общеукрепляющие гимнастические занятия недолжны приводить к переутомлению детского организма, так как тогда ребенок быстро потеряет интерес. Вместе с ЛФК рекомендуется заниматься плаванием – особенно полезно плавать кролем, подвижные игры с мячом, ходьба на лыжах. Все спортивные занятия должны проводиться под контролем ортопеда.
Если в домашнем спортивном уголке или в детском саду имеется шведская стенка, регулярное лазание по ней босиком будет полезно для ребенка. Многие упражнения, направленные на коррекцию плоскостопия, можно выполнить на улице, например, по пути домой. Ребенка нельзя ограничивать в лазании по различным конструкциям на игровой площадке, катании на велосипеде или ходьбе по бордюрам и нарисованным линиям. Летом рекомендуется позволять ребенку бегать босиком по песку или траве. Именно по этой причине среди жителей деревень плоскостопие встречается крайне редко.
Это заболевание имеет способность неуклонно прогрессировать, но своевременное начало регулярных занятий ЛФК дает возможность остановить патологический процесс. Эффективность лечебной гимнастики зависит не только от ответственности родителей, но и от того, насколько рано начато выполнение упражнений. Чем в более раннем возрасте ребенок начинает заниматься физкультурой, тем больше шансов на полное выздоровление его стоп.
Опасность плоскостопия заключается в том, что в ранних стадиях, когда изменения в опорно-двигательном аппарате еще не выражены, ребенок может не испытывать никакого дискомфорта в ногах. Будьте внимательны к
Упражнения и игры для профилактики плоскостопия
И.п. — сед на ковре или стуле, под правой стопой массажный мяч любого диаметра, спина прямая.
Этот мячик так хорош! (Катать стопой мяч вперед-назад.)
Похож на ёжика.
Буду ножки укреплять (катать мяч стопой по кругу) —
Мячик ножками катать. Выполнить то же другой ногой.
«Лягушата»
И.п. — сед на ковре, ноги согнуть, стопа упирается в стопу, руки на колени, спина прямая.
Жили-были лягушата (нажимайте ладонями на колени и сведите их вместе). Они были озорными, как ребята.
Они лапки разминали (упор руками сзади в пол; скользя внешней стороной стоп, разгибать и сгибать ноги). Силу лапок показали.
Могли поймать комаров (поднимите ноги, хлопая стопами):
Раз, два, три, четыре, пять!
«Корова»
И.п. — сидя на стуле или кровати, уперевшись руками в край, держите спину прямо.
У нашей коровы ножки открыты.
Вместо сапог у коровы копыта. (По очереди ставить ноги вперед на пятки.) По лужам шагает смело всегда,
Ей не страшна дождевая вода. (Шагать носочками вперед-назад.)
«Переложи платок!»
И.п. — сидя, ноги врозь, опора на руки сзади, спина прямая.
Я платок возьму ногой (захватить платок правой стопой),
Я перенесу его к другой. (Медленно перемещайте к левой ноге.) Я несу платок, не сплю. Коврик не зацеплю. Повторите то же самое другой ногой.
«Йог»
И.п. — сед, ноги скрестно, правая нога сверху, руки на коленях, спина прямая, глаза закрыты.
Ноги были скрещены, когда мы сидели (нажимайте на колени),
Но не пили и не ели. Спинки ровно мы держали (плечи назад, вытянуться вверх). И о чем-то все мечтали. Повторить упражнение, сменив ноги.
«Мои ножки»
И.п. — сед на стуле или кровати, руки на поясе, спина прямая.
Эта ножка танцует. (Носочком правой ноги начертить кружок.)
Эта ножка рисует. (Так же левой ногой.) Раз, два, три, четыре, пять! (Повторить правой и левой ногой.) Нарисуй еще один кружок.
«Упрямцы»
И.п. — сидя на ковре, опираясь сзади, согните ноги, соедините стопы, спина прямая. Встретились два козленка, два упрямых ребенка. (Приподнимите ноги, давите стопами друг на друга.) Бодались, бодались, сражались, сражались. Затем они устали.
Играть вместе стали. (Опустить ноги, выпрямить, отдохнуть.)
«Нарисуй ногами!»
И.п. — сидя на стуле или кровати, опираясь на сиденье, спина прямая. Лепим ногами, как художники руками. (Рисуйте правым и левым носком небольшие фигурки в воздухе.) Как здорово! У нас получается.
«Гармошка»
И.п. — то же, на полу перед ногами расстелена простынка.
Соберу простынку ножкой. Словно ребрышки гармошки. (Собрать правой стопой простынку.) Разглажу быстро стопой. И соберу другой ногой. (Разгладить простынку, удерживая край.)
Игры для профилактики плоскостопия
«Дождик»
Вдоль стен зала (группы) на полу разложены обручи диаметром 50 см. Дети строятся в круг, размыкаются на вытянутые в стороны руки. Идут вправо, меняя виды ходьбы по указанию взрослого: на носках, пятках, внешних сторонах стоп, высоко поднимая колени, скрестно, перекатом с пятки на носок и т.д. По сигналу «Дождь!» все останавливаются и дружно произносят:
Дождик пошел, и нам пора бежать по домам!
Каждый игрок бежит к обручу и встает на его обод, передвигается по нему боком (правым и левым) приставными шагами.
«Подъемный кран
Дети садятся на коврик, упираются руками назад в пол, и переносят набивной мяч весом 500 г, захватив его ногами, то вправо, то влево, и произносят: Я сейчас подъемный кран. Он на стройке – великан. Груз тяжелый поднимает. Знает, как построить домик.
«Переправа»
Сегменты дорожки раскладывают на полу в линию на расстоянии 30-50 см. Дети по очереди, шагая с сегмента на сегмент, переходят на другую сторону группы.
«На водопой»
Дети ходят по ребристым дорожкам или между двумя шнурами, меняя виды ходьбы по тексту, и произносят:
В жаркий день по лесной тропинке (обычная ходьба)
Звери шли на водопой. За мамой-слонихой
Шел слоненок. (Ходьба широким шагом.) За мамой-лисицей
Крался лисенок. (Ходьба на носках.) За мамой ежихой
Катился ежонок. (Ходьба на пятках.) За мамой-медведицей
Шел медвежонок. (Ходьба на боковых частях стоп.)
Игра «Цапли».
Сегменты дорожки раскладывают по всей площади группы. Дети под бубен ходят между ними. По сигналу «Цапли!» все встают на сегменты на одну ногу (правую, при повторении — на левую), удерживая равновесие.
Игра «По кочкам».
Полусферы раскладывают по всей площади группы на расстоянии 30-40 см одна от другой. Дети мягко шагают с кочки на кочку на носках в одном направлении друг за другом. На две последние строчки речитатива стоят на кочке на двух ногах. После небольшого отдыха передвигаются на другую сторону группы.
«Мы походим»
Мы походим на носках,
А потом на пятках,
Мы идем, как ребятишки
И как косолапый мишка.
Для игры можно использовать дорожки.
«Топталки»
Сегменты дорожки раскладывают по кругу на расстоянии 50-70 см. Дети в носках под бубен бегут (прыгают галопом или с ноги на ногу, идут заданным способом) по кругу вправо или влево. На сигнал «Стоп!» они быстро встают на ближайший сегмент, топчутся на месте. Я бегу, бегу, бегу, Не споткнусь, не упаду! А услышу «Стоп!»— Сделаю топ-топ!
«Ча-ча-ча»
Дети идут в колонне по одному, чередуя обычную ходьбу и ходьбу на носках. Ча-ча-ча! (Обычная ходьба.) Печка очень горяча! (Ходьба на носках.) Чи-чи-чи! (И т.д.)Печет печка калачи!
Чу-чу-чу!
Будет всем по калачу! Чо-чо-чо! Осторожно, горячо!
Для игры можно использовать дорожки.
«По кочкам»
Полусферы раскладывают по всей площади группы на расстоянии 30-40 см одна от другой. Дети мягко шагают с кочки на кочку на носках в одном направлении друг за другом. На две последние строчки речитатива стоят на кочке на двух ногах. После небольшого отдыха передвигаются на другую сторону группы.
Шаг — это один, два — другой. Один — кружок, два — кольцо. Шагают на носочках. С кочки на кочку. Раз, два, три, четыре, пять — Пусть ножки отдохнут.
«Кузнечик»
Дети прыгают на носке одной ноги, на каждую строчку меняя ноги. Кузнечик прыг да скок
С травинки на цветок.
С цветка на землю вмиг.
И снова — скок да прыг.
«Канатоходцы»
В центре группы укладывают канат. Детям предложат представить себя акробатами, идущими по канату. Они должны шагать точно по нему. По канату я шагал. Ни за что не упаду!
«Юла»
Дети кружатся на носочках, стоя на сегменте дорожки (вправо, влево) и стараясь удержаться на нем. Вот как кружится юла: Раз, два, три — и все дела.
«Трясина»
Дети идут по дорожке, не разводя носков (можно выложенной шнурами, по следам).
Здесь глубокая трясина,
Вся вода покрыта тиной.
Есть лишь узкая дорожка.
Я шагал понемногу.
И трясину перейду.
«Космическая карусель»
По углам группы (зала) кладут четыре обруча диаметром 70-100 см на расстоянии не менее 2 м от стены. Дети делятся на четыре подгруппы. Каждая встает на один из обручей (средней частью стопы), строясь, таким образом в круг. Все берутся за руки. По сигналу дети начинают двигаться по обручам в правую сторону приставными шагами — карусели вращаются.
На свисток все перебегают на противоположную сторону, занимая другие карусели. Команда, первая, взявшаяся за руки и вставшая на обруч, получает очко. Выигрывает команда, получившая больше очков.
«Собери ногами!»
По группе раскладывают мелкие предметы (части конструктора, пробки, желуди). Детям дают коробки. Они ходят по группе, захватывают стопами предметы и собирают их в коробки.
Захвачу предмет стопой
И возьму его с собой:
Я несу, за ним слежу,
И в коробочку положу.
Детям предлагают отправиться в зоопарк и изобразить, как ходят различные животные. Например: утки — ходьба на пятках, жираф — поднять руки вверх (шея жирафа) и идти, вытягиваясь вверх и т.д. Для игры можно использовать дорожки.
«Козлята» (молдавская народная игра).
Посередине группы двумя шнурами обозначают ров. Ширина его колеблется от 10 до 50 см. На одной стороне рва — дом козлят, на другой — полянка. Козлята идут на полянку, подходят ко рву.
Если хочешь быть здоров,
Прыгайте вместе с нами через ров!
Козлята перепрыгивают ров мягко на носках в том месте, где могут и идут на полянку. Бегают, прыгают, щиплют травку. На сигнал «Домой!» они возвращаются, снова перепрыгивая ров.
- Информация о учебном заведении
- Творческая деятельность детей
- Детский сад у вас дома
- Данные для будущих воспитанников
- Опорный логопедический центр
- История учреждения
- Рекомендации специалистов
- Инструктор физкультуры в детском саду
- Музыкальный руководитель
- Психолог
- Логопед